Бедро пращура

Бедренная кость человека, жившего на Урале в далеком прошлом, была обнаружена уральскими археологами во время археологических раскопок. Находку историки передали коллегам из Института экологии растений и животных УрО РАН, которые работают в экспедиции по соседству.

— Открытие поистине удивительное, — говорит заведующий лабораторией палеоэкологии упомянутого института Павел Косинцев. — Подобных по всей России сделано не очень много, а в Уральском регионе это вообще первая находка столь древнего возраста.

По предварительным данным, возраст бедренной кости, обнаруженной среди останков диких древних животных, составляет более 10 тысяч лет. Общий вес находки всего 100 граммов. В данный момент небольшой фрагмент (сотая доля материала) готовится для точного определения времени смерти живого существа с помощью радиоуглеродного анализа в одной из зарубежных лабораторий. В России такие экспертизы не проводят, и результаты будут известны лишь в ноябре.

Несмотря на сенсационность открытия (пусть пока и не получившего лабораторного подтверждения), уральским ученым-палеонтологам есть чем гордиться. Вместе с бедренной человеческой костью они нашли кости мамонта, шерстистого носорога, первобытного бизона, дикой лошади, пещерного льва, северного оленя и т. п. Да что там! За последние 2—3 года уральцы поразили научный мир найденными останками вымершего носорога Мерки (на Южном Урале), овцебыка (Полярный Урал) и дикобраз. Казалось бы, что такие млекопитающие делали на территории Уральских гор?

[photo]1864[/photo]

— Около 120 тыс. лет назад климат на Урале был значительно теплее, — поясняет эксперт. — И многие из обнаруженных животных, возраст которых мы относим к данному временному периоду, попросту мигрировали  из более южных территорий. Похолодание, пришедшее на территорию Урала, привело к вымиранию этих животных.

Правда, многие потомки ископаемых, обитавших на Урале тысячи лет назад, до сих пор населяют планету. В частности, некоторые виды растений и насекомых, чьи останки поднимали из-под земли ученые, и по сей день водятся на Алтае, в Забайкалье. Некогда привычные ареалы обитания они сменили опять же из-за изменения природных условий. А вот млекопитающие: пещерный лев, пещерный медведь, гигантский олень, широколобый лось и им подобные — увы, приспособиться не смогли и в большинстве своем погибли.

— Своеобразной «меккой» для археологов служит река Чусовая и ее прибрежные районы, Южный Урал, Пермский край, Полярный Урал, — отмечает Павел Косинцев. — Сейчас сотрудники института работают в пещерах Башкирии, где обнаружены скелеты хищных млекопитающих, продолжаем разрабатывать Игнатьевскую пещеру в Челябинской области, где в конце прошлого столетия были найдены рисунки древнего человека, жившего в одно время с мамонтами.

ЛЮБОПЫТНО

Возможно ли сегодня оживить ископаемое животное? По словам Павла Косинцева, уровень развития современной науки действительно позволяет воссоздать организм, живший тысячи лет назад.

— В ряде случаев в наших руках оказывается ДНК животного, и все зависит лишь от степени его сохранности, — поясняет палеоэколог. — Наука шагнула далеко вперед от овечки Долли и уже обладает такими методиками, благодаря которым из крошечного фрагмента вымершего животного реально создание его современного «клона». Правда, процедура очень и очень дорогая, но через 10—20 лет такое станет возможным и в российских лабораториях.

Первыми в очереди на «вторую жизнь» стоят, по мнению Косинцева, мамонты: ученые располагают большим количеством их биологического материала, оставшегося в целости благодаря вечной мерзлоте. В числе наиболее уникальных — тело новорожденного мамонтенка, найденного на Ямале в 2007 году практически не поврежденным. Самочку назвали Любой.

[photo]1863[/photo]