Какое оно, современное «изделие № 2»?

100 тысяч долларов выделил фонд супругов Билла и Мелинды Гейтс на разработку контрацептивов нового поколения.

Ученые из Манчестерского университета под руководством Аравинда Виджаярагавана планируют получить новый наноматериал, который будет тоньше, прочнее и безопаснее.

В его состав будут входит полимерный материал, подобный латексу и графену. Последний открыт только 10 лет назад химиками Константином Новоселовым и Андреем Геймом. Он представляет собой одиночный слой атомов углерода, соединенных химическими связями, напоминающими структуру пчелиных сот.

Общеизвестно, что многие представители сильного пола не слишком жалуют изделие № 2, потому что оно «притупляет ощущения». Согласны с ними и некоторые женщины. Однако станут ли нанопрезервативы средством стопроцентной защиты от заболеваний или нежелательной беременности? История средств контрацепции насчитывает по крайней мере 400 лет. Самый старый презерватив, дошедший до наших дней, найден в Швеции и датируется 1640 годом. Но несмотря на столь долгую историю существования и развитие технологии производства, средства контрацепции продолжают подводить мужчин.

— Стопроцентной защиты от инфекций и беременности пока не изобретено, — рассказывает продавец-консультант одной из екатеринбуржских аптечных сетей Ольга Округина. — Какими бы прочными не были презервативы, казусы нередко случаются. В аптеках и магазинах представлено не более двух-трех видов контрацептивов. Различие в цене объясняется, скорее, маркой продукта. Насколько надежны и удобны будут нанопрезервативы, можно будет понять только со временем.

Усовершенствование изделия № 2 представляет и научный интерес. Это связано с тем, что применение наноматериалов пока не очень широко развито, поскольку подробное их изучение только началось, и сейчас идет накопление знаний о них.

— В настоящее время активно развиваются нанотехнологии и наноматериалы, эта очень модная тема, она у всех на слуху, — объясняет доктор химических наук Владимир Черепанов. — Активными разработками в этой области ученые занимаются уже более десятка лет. При этом совсем недавно стали задумываться над тем, к каким последствиям может привести влияние наночастиц на организм человека. Особенность данных частиц в том, что они очень маленькие, их размер позволяет им абсолютно незаметно проникать в живые организмы, но как они себя там поведут, пока еще неизвестно. Чтобы это выяснить, ученым необходимо будет пройти довольно большой и тернистый путь исследований. Конечно, активно ведутся работы по изучению влияния наночастиц на живые организмы. При этом, что примечательно, занимаются этим не только ученые-химики. Разработки ведутся на стыке нескольких наук — биологии, химии, физики и других.

— Некоторые тонкие материалы могут пропускать в организм вредоносные бактерии и вирусы, — рассказывает гинеколог Юлия Малыгина, — А надежный презерватив, не пропускающий ничего, тем самым не позволяет в него попасть и мужским гормонам, которые женскому организму нужны. Иначе могут даже развиться заболевания ряда органов. Поэтому женщинам, состоящим в постоянных отношениях с надежным партнером, рекомендуется использовать другие виды средств контрацепции, например, противозачаточные таблетки. А презервативы больше подходят для случайных связей. Или гомосексуальных.

Средства контрацепции — это товар, спрос на который вряд ли упадет. Новый продукт так или иначе будет опробован. Особенно с учетом моды на все изобретения и разработки с приставкой «нано». А вот станет ли он популярным, покажет время. Скорее всего, это во многом будет зависеть от надежности, удобства и цены презерватива нового поколения.

В ТЕМУ

Покупатели средств предохранения, как отмечает консультант одной из екатеринбургских аптек Ольга Округина, — чаще всего мужчины в возрасте от 20 до 50 лет. Но случается, что заходят и пожилые люди. Слабый пол составляет лишь 20—30% от общей массы покупателей.

Однако нередко у людей может развиваться аллергия на латекс. В этом случае аптекарь советует покупателю воспользоваться презервативами из другого материала. На данный момент, отмечает Ольга Округина, самым распространенным материалом после латекса является полиуретан. Презервативы делают также из других синтетических материалов: смолы или полиизопрена.

КСТАТИ

2013 год оказался богатым на открытия британских ученых в различных областях. Например, они выявили и проследили механизм, который приводит к аллергической реакции людей на кошек. По обещаниям исследователей, лекарство, позволяющее полностью избавиться от аллергии, будет доступно через 5 лет.

Также ученым из Туманного Альбиона удалось создать оптоволоконный кабель, который позволяет передавать данные в 1 000 раз быстрее, по сравнению с современным оптоволокном. Его использование позволит передавать данные со скоростью до 10 терабайт в секунду.

А генетик Брайан Сайкс и команда исследователей из Оксфордского университета рассеяли фантазии относительно существования снежного человека, опубликовав данные анализа шерсти предполагаемого существа из Гималаев. Оказалось, образцы ДНК принадлежали одному из редких видов медведей.

Автор статьи: Жанна МАЙОРОВА, фото: goodfon.ru