Ученые нашли в овощах и фруктах вещества для создания противораковых лекарств. Рассказываем подробности

В исследовательскую группу вошли специалисты из России, Индии и Китая: химики Уральского федерального университета, Института органического синтеза УрО РАН, Университета Шри Венкатесвара и Шаньтоуского медицинского университета.

Вещества: силибинин, флавопиридол, олеандрин, урсоловая, олеаноловая, альфа- и бета-босвеллиевая кислоты, тритерпеноид и гуггулстерон, по мнению ученых, обладают противораковыми свойствами и содержатся в некрахмалистых растениях. В эту группу входят огурцы, салат, репа, шпинат, капуста, морковь, лук-порей, помидоры, брюква и брокколи. Об этом сообщили в пресс-службе Уральского федерального университета со ссылкой на исследование ученых УрФУ, Индии и Китая. Результаты опубликованы в журнале Scientific Reports.

Согласно исследованию, при профилактике и терапии рака эффективны природные алкалоиды, монотерпены, органо-сульфиды, каротиноиды, флавоноиды, фенольные кислоты, стильбены и изофлавоны.

Эксперимент провели при помощи компьютерного моделирования, предварительно отобрав 30 соединений из овощей и фруктов.

– С помощью моделирования молекулярных механизмов мы выяснили, как вещества связываются с белками. Это позволило нам определить пул терапевтических мишеней, на которые впоследствии будут воздействовать препараты. К примеру, это антиапоптотические (предотвращают апоптоз) и проапоптотические (вызывают апоптоз) белки, протеинкиназы и другие. Но ключевой мишенью для лекарств является фосфатидилинозитол-3-киназа. Именно этот энзим влияет на мутации при раке, перестройку и амплификацию генов, — рассказал ведущий научный сотрудник лаборатории органического синтеза УрФУ, профессор РАН Григорий Зырянов.

Также по его словам, индивидуальные природные вещества и их комбинации, такие как ресвератрол, содержащийся в виноградной кожице, или птеростильбен из черники подавляют метастазы стволовых клеток при раке молочной железы. Индол-3-карбинол, содержащийся в капусте, защищает клетки при раке молочной железы, толстой кишки, шейки матки, а также при эндометриозе.

Профессор УрФУ Григорий Зырянов добавил, что больные клетки останавливают развитие под воздействием определенных комбинаций пищевых соединений. В результате для дальнейшего исследования отобрали 10 наиболее перспективных соединений. Результаты работы ученых станут основой для создания препаратов, которые будут максимально эффективны в борьбе с раком, и будут иметь минимум побочных эффектов для человеческого организма.

Автор статьи: Служба информации «УР», фото: Борис Ярков