Мусорим даже в Галактике: в Космосе сегодня «болтается» больше 14 000 ненужных объектов

В конце апреля ученые международного проекта, созданного в Коуровской обсерватории УрФУ, обнаружили новую планету вне Солнечной системы размером с Юпитер.

Экзопланет в мире открывают много, и очередную «находку» сложно было бы назвать особенной, если бы не одно «но». В открытии участвовали астрономы 11 стран, а аккумулировалась вся информация в нашей обсерватории.

Именно такое широкое международное участие позволило совершить открытие — в одиночку специалистам обсерватории, где нет достаточной технической базы, столь серьезную работу провести было бы невозможно.

Коллективная, международная работа по изучению Космоса сегодня прочно входит в научную практику. Но «всем миром» мы не только открываем и исследуем планеты. Что еще? Выясняем вместе с доктором физико-математических наук, заведующим кафедрой астрономии, геодезии и мониторинга окружающей среды УрФУ Эдуардом Кузнецовым.

Мусорим и не убираем за собой

— На сегодняшний день в мире насчитывается 11 государств, которые могут вести космическую деятельность, ключевыми странами являются Россия, США и Китай. Современной космической эре примерно 60 лет, и за это время совершено не только множество полетов и открытий, но и создано много мусора, — рассказывает ученый. — Общее количество ненужных объектов, которые сегодня находятся в Космосе, превышает 14 000. Отмечается несколько пиков возрастания мусора. Первый произошел в 2007 году, когда китайцы, испытывая противоспутниковое оружие, сбили свой завершивший работу метеоспутник. Аппарат находился на высокой орбите, и множество осколков, образовавшихся после взрыва, не сгорели в атмосфере, а остались болтаться в Космосе. Годом позже США тоже сбили спутник, который якобы вышел из строя. Но их аппарат был невысоко, и мусор сгорел в земной атмосфере. Третий пик пришелся на 2009 год, когда над Таймыром столкнулись американский и российский спутники.

Всего в Космосе насчитывается около 19 000 объектов, за которыми следят специальные службы контроля космического пространства. Право на такую работу имеют только две страны — Россия и США.

Боремся за Луну

За право первыми долететь/высадиться/колонизировать единственный спутник Земли мы соревнуемся с США уже почти 60 лет. Сейчас Россия в силу плохо разработанной «лунной программы» не может достойно конкурировать с Америкой, зато во времена СССР гонка была острейшей, а пристальное внимание всего мира к запуску первой межпланетной станции «Луна-1» оказалось нам только на руку.

— Когда в СССР готовились к запуску «Луны-1» властям было важно, чтобы приземление аппарата на лунную поверхность было заметно всем, поэтому внимание к полету было огромное во всем мире, — говорит Эдуард Кузнецов. — Но станция спутника Земли так и не достигла, и что интересно, первыми об этом узнали не в СССР, а наблюдатели из Великобритании, которые оперативно поделились информацией с советскими властями. В итоге, неудачный запуск «Луны-1» преподнесли как успешный пуск первой искусственной планеты «Мечта».

Муляж или правда?

Весь мир ни один год обсуждал достоверность знаменитой фотографии американского астронавта Нила Армстронга, державшего флаг США во время первой в истории высадки человека на поверхность Луны в 1969 году. Споры доходили до того, что все было снято в специальных павильонах Голливуда.

— Один из главных аргументов в пользу постановочности снимка называли колеблющийся флаг, мол, как он в безвоздушном пространстве мог развеваться, словно на ветру, — говорит Эдуард Кузнецов. — А дело было в том, что разработчики флага сделали его из специального долго колеблющегося пластика, что и создало нужный эффект. К тому же, за всеми полетами, особенно пилотируемыми, наблюдали за особой тщательностью, и пример со станцией «Луна-1» яркое подтверждение, поэтому, конечно, полет был реальным.

В поисках нового дома

— Сегодня важно объединять международные усилия по исследованию астероидов. Основное их количество к нам приходит из Пояса астероидов — области Солнечной системы, между орбитами Марса и Юпитера. Спутники доставляют данные, но как показал опыт с Челябинским метеоритом, этого уже недостаточно. Дело в том, что накануне падения, должен был пролетать другой астероид, мы о нем знали и готовились его наблюдать. И каково было удивление, когда на следующий день в Челябинске упал болид, о котором мы даже не подозревали — он двигался со стороны Солнца и не попал в зону видимости. Кроме этого, важно продолжать исследовать планеты, через 5 млрд. лет Солнце погаснет, поэтому «новый дом» нам нужно начинать искать уже сегодня, — заключает ученый.

Автор статьи: Ольга Плехова, фото: mitkosmosa.ru