Уральские астрономы хотят раскрыть тайны Вселенной

Ученые УрФУ рассчитывают получить финансирование по программе «5-100» на реализацию проекта по исследованию протопланетного вещества в дальнем космосе, Солнечной системе и на Земле.

Его цель — проведение комплексных исследований протопланетного вещества для решения фундаментальных проблем человечества. Ученые надеются найти ответы на вопросы, касающиеся происхождения жизни, планет, звезд, тяжелых элементов, строения и эволюции звезд, планетных и звездных систем, галактик и Вселенной в целом. Вторая часть проекта связана с решением проблем защиты от космических угроз.

Как отметил и.о. директора Коуровской астрономической обсерватории УрФУ Андрей Соболев, у уральских ученых для выполнения такого масштабного проекта в сотрудничестве с ведущими университетами мира и России есть необходимый потенциал. Так, наши астрономы достигли серьезного успеха, в том числе и на международном уровне, в изучении магнитного поля в аккреционных дисках молодых звезд, в поиске сложной органической молекулы CH3OH в протозвездных дисках звезд, солнечных и малых масс. Эти исследования в прошлом году внесены в список важнейших исследований мира.

Нашим астрономам, работающим в сотрудничестве с зарубежными учеными, удалось обнаружить в одном из аккреционных дисков молекулу, которая запускает возникновение органических веществ. Это пребиотическая молекула РО (оксида фосфора), она была обнаружена в межзвездной среде. Также ученые УрФУ принимают активное участие в изучении семи недавно обнаруженных планет, на трех из которых температурный режим пригоден для возникновения жизни.

Другое направление исследований — изучение орбит астероидов с целью прогнозирования опасного сближения небесных тел с нашей планетой, а также исследование двух- и трехчастотных резонансов, которые могут приводить к сильным изменениям орбит и к выбросу тел из пояса астероидов.

Как отметил ведущий научный сотрудник Физико-технологического института УрФУ Виктор Гроховский, в настоящее время у землян нет надежных средств для предотвращения падения на Землю крупных метеоритов. Теоретически есть несколько вариантов избавления от такой угрозы. Можно вывести космического гостя на другую орбиту, причем на такую, с которой он больше никогда не приблизится к Земле. Можно попытаться его разрушить. Но, для того чтобы это стало возможным, нужно точно знать свойства метеоритов, изучить их орбиты. Попытка посадить исследовательские аппараты на астероиды, как известно, не увенчалась успехом, так как не были учтены свойства небесных тел. Но изучать свойства внеземного вещества можно, исследуя лунный грунт, метеориты, имеющиеся на Земле. Опыт у уральских ученых в этом вопросе накоплен большой, наши метеоритчики известны всему миру. Им удалось даже обнаружить в собранных в Антарктиде и в Иране метеоритах малоизмененное вещество, возникшее во время образования Солнечной системы.

В рамках проекта ученые планируют разработать приборы и методы исследования протопланетного вещества в дальнем и ближнем космосе, а также метеоритов, создать наземный комплекс для проведения наблюдений в ультрафиолетовом диапазоне, позволяющий в совокупности с космическим телескопом вывести исследования на уровень, существенно превышающий мировой. Продолжить сбор метеоритов и космической пыли и исследование вещества метеоритов различных типов. С этой целью ученые намерены создать болидные сети в районах мегаполисов, в частности — в Екатеринбурге, для постоянного наблюдения за пролетающими небесными посланцами.

Автор статьи: Ирина АРТЕМОВА, фото: Антон БУЦЕНКО.