Почему в Приморье вымирают леопарды

26 октября 2016, 18:10

Сотрудники Института экологии растений и животных привезли на Урал несколько десятков тысяч костей древних животных. Ученые исследовали территорию Национального парка «Земля леопарда» Хасанского района Приморского края.

Они обошли 20 пещер и лишь в одной обнаружили останки хищников и травоядных, бродивших по земле тысячи лет назад.

— На Урале немало карстовых пещер, в которых сохранились кости древних животных, — рассказывает старший научный сотрудник Института экологии растений и животных УрО РАН Павел Косинцев. — Дело в том, что условия для хранения у нас более благоприятные в отличие от Приморья, где кислая среда пещер довольно быстро растворяет всю органику. Большая удача, что нам удалось обнаружить сколько материала. Однако целых костей найдено не так много. В основном это мелкие фрагменты — мы ждем сейчас доставки шести коробок, каждая весит около 20 кг. Это очень богатый материал для исследований, благодаря которому мы сможем выявить генетические изменения видов. И в будущем, возможно, нам удастся выяснить, почему потомки древних животных, которые есть сейчас в Приморье, столь малочисленны. Это поможет также дать ответ на вопрос, какими способами можно сохранить вымирающие виды.

По словам Павла Косинцева, уральские ученые давно планировали заняться изучением территорий Дальнего Востока. Дело в том, что многие природные процессы, которые уже исследованы на Урале, в других местах протекают по-другому. Их изучение и сравнение поможет специалистам лучше понимать механизмы изменчивости среды и дать более четкие прогнозы, какой будет наша планета в будущем и как изменится климат.

— Дальний Восток — это единственный регион в Евразии, где тропические животные, такие как тигр или леопард, соседствуют с северными, такими как, к примеру, бурый медведь, — рассказывает Павел Косинцев. — Нам важно узнать историю этой экосистемы, изменения природных условий и их влияние на жизнедеятельность видов.

По словам участников экспедиции, они исследовали территорию приморского парка в течение месяца.

— Перемещение по лесам этого региона — довольно сложная задача, продвижение вперед затруднялось растущими там лианами и колючками, — отметил участник экспедиции, научный сотрудник Института экологии растений и животных УрО РАН Дмитрий Гимранов. — До этого мы уже находили на территории парка «Земля леопарда» одну пещеру с останками древних животных, в этот раз нам повезло обнаружить еще одну, причем с большим разнообразием сохранившихся там костей — копытных животных, таких как бараны и олени, хищников (медведей, волков, леопардов) и даже грызунов. Например, прекрасный экземпляр — крупная большая берцовая кость тигра, которой более 40 — 50 тысяч лет. Скорее всего она принадлежала самке, потому что у самцов эта часть тела крупнее.

По словам ученых, останки будут тщательно изучены как в отечественных, так и в зарубежных лабораториях. Мелкие фрагменты отправят в Биолого-почвенный институт Дальневосточного отделения РАН, а более крупные будут изучаться в Институте экологии растений и животных УрО РАН. Радиоуглеродный анализ находок также планируется провести силами российских ученых, а вот материал для изучения структуры ДНК скорее всего отправят на экспертизу за рубеж — уральские специалисты уже обсудили эту перспективу с китайскими коллегами.

Что касается дальнейших исследований Дальневосточного региона, то тут уральские ученые не могут дать четких прогнозов, поскольку все зависит от того, будут ли новые экспедиции как-то спонсироваться. Дело в том, что и нынешняя исследовательская поездка частично оплачивалась из карманов самих участников. Чего ждать в будущем — неизвестно. Однако ученые подчеркивают, что если российские специалисты не будут заниматься изучением этих территорий, то их место займут исследователи из других стран — за рубежом эти программы щедро финансируются государством. Кроме того, поскольку Россия занимает почти одну шестую часть суши, и какие-то серьезные научные изыскания в области изменения природных условий и эволюции видов, как правило, не имеют веса, если не было проведено исследовательских работ на территории нашей страны, желающих изучить природу российских регионов сегодня немало.

НАПОМНИМ

Недавно уральские ученые из Института экологии растений и животных обнаружили в пещере на юге Башкирии останки пещерных львов и медведей. Находка оказалась ценной даже в мировом масштабе. По словам ученых, пока никому не удавалось обнаружить столь крупных захоронений. Костей найдено так много, что специалисты УрО РАН планируют посвятить ближайший год их изучению.

26 октября 2016, 18:10
Автор статьи: Жанна МАЙОРОВА, фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.