Лететь на поиски жизни пять лет

В этом месяце произошло довольно значительное событие в развитии науки о космосе. Зонд «Юнона» достиг Юпитера, сделал несколько снимков… И это не первый аппарат, прилетевший к самой большой планете в Солнечной системе. Зачем было повторно организовывать такую дорогостоящую миссию?

Чего достигла современная астрономия, рассказал сотрудник кафедры астрономии и геодезии Уральского федерального университета Павел СКРИПНИЧЕНКО:

— Да, это не первый зонд. Был «Галилео» — он вышел на орбиту Юпитера 21 год назад. Мимо этого космического тела пролетал «Кассини», который был отправлен на Сатурн. За это время значительно вырос уровень техники, чувствительность приборов, появились новые методы исследований. Новый космический аппарат может предоставить информацию более высокого качества. Считается, что оборудование для межпланетных космических станций обновляется каждые 10—20 лет. А потому нормально запускать каждые 15—20 лет аппараты, чтобы получить новые более детальные и структурированные данные. Ко всему прочему, у проектов были разные задачи.

Юпитер — ориентир жизни

Зачем нужно изучать эту планету?

—  «Юнона» — автоматизированная космическая станция, которая была запущена NASA. Это один из аппаратов в серии «Новые горизонты». Первый из них предназначался для исследования внешних областей Солнечной системы, около Плутона. «Юнона» — второй объект, необходимый для исследования магнитного и гравитационного полей Юпитера и многих других вещей. Благодаря этой миссии ученые смогут понять некоторые особенности строения планеты. Фундаментальная задача экспедиции — попытка ответить на вопрос о том, как эволюционируют объекты Солнечной системы, каким образом они меняются, что нас ждет в будущем. Это во многом мировоззренческий вопрос. Кроме того, прикладная наука может развиваться только до границ фундаментальной.

И вот «Юнона» долетела…

—  Пять лет аппарат летел (с учетом гравитационных маневров). Для него была построена сложная орбита. Впрочем, пробудет он там недолго — примерно около года зонд будет совершать свою миссию. Он будет летать по полярной орбите вокруг Юпитера. Один виток он совершит примерно за 14—15 дней. Будет собирать информацию, а после выполнения задач его сбросят на сам Юпитер, чтобы сгорел в его атмосфере. Это необходимо для того, чтобы «Юнона» не столкнулась с одним из галилеевых спутников (Ио, Ганимед, Каллисто, Европа). Существует теория о том, что на Европе, на Ганимеде может быть жизнь. Они покрыты толстым слоем льда, под которым — теплый океан. Вот там-то она может быть обнаружена. У нас на Земле на дне океана найдена жизнь, которая не зависит от солнечной энергии. Найти ее вне нашей планеты — это очень здорово, это поменяет мировоззрение людей. Поэтому аппарат будет сброшен на Юпитер, чтобы не загрязнить одно из мест, где мы будем искать жизнь. Несмотря на то что это вторая миссия, «Юнона» не ответит на все вопросы.

Такие проекты требуют огромных средств, знаний и ответственности.

— Могут возникнуть самые разные проблемы, например, технические. У «Юноны» особых трудностей не было. Правда, один раз аппарат ушел в спящий режим. Это сложная экспедиция, где что-то могло пойти не так. Много предприятий работали над этой миссией, поэтому требовалось скоординировать действия колоссального количества структур. Необходимо было решить научно-прикладные, инженерные задачи, понять, как вывести зонд на орбиту, спланировать орбиту самого аппарата. В космосе опасно все. Экспедиция могла закончиться в атмосфере Земли еще на этапе старта. Поэтому миссию планировали несколько лет. Положили на это порядка миллиарда долларов, хотя изначально все обошлось примерно в 700 миллионов, но из-за того, что старт отложили, стоимость выросла. Это довольно дорогой проект. Вообще такие миссии имеют глобальный, общечеловеческий характер. Разумеется, цена будет большой, но научные данные бесценны. Цена зависит от научно-технического развития, какая задача ставится и какое расстояние нужно преодолеть. Влияет на стоимость и внешнеполитическая конъюнктура. К слову, ракета-носитель, запускавшая «Юнону», имела двигатель российского производства.

Космические специализации

Получается, что пальма первенства перешла NASA?

— «Юнона» — не национальный, а глобальный, международный проект. Нельзя говорить о том, что этим занимаются только США и NASA, в частности. Кроме того, российская космонавтика выбрала себе специализацию. Мы являемся монополистами в строении и запуске тяжелых ракет, то есть мы можем запускать довольно большое количество спутников на околоземную орбиту. Эти технологии были разработаны еще в советское время. Они надежные и простые, хотя со временем совершенствуются, в них вкладываются деньги. Утилитарно космос может приносить большие доходы. Существуют системы навигации и дистанционного зондирования Земли. Но это не значит, что нет других проектов. Конечно, финансирования не хватает. Были проекты и по колонизации Марса, но пока это неподъемная задача для одного государства. Нет мощной политической мотивировки и нет экономической целесообразности. Почему мы в прежние времена соревновались в том, кто первым полетит и выйдет в космос и так далее? Это был вопрос политический, вопрос конкуренции идеологий. Сейчас такого противостояния нет. Технически мы могли бы сейчас собраться, затянуть пояса и сделать прорыв в науке, технике, инженерии. Но нет какого-то толчка, который заставил бы нас это сделать.

Помогает ли как-то космическая специализация?

— Спутники, запускаемые Россией, дают все. Мы сильно сейчас зависим от космоса. Приведу пример. В цену даже самого простого товара вложена стоимость транспортировки. Благодаря космическим технологиям мы можем отслеживать то, как следуют маршруту перевозчики, что понижает риски и удешевляет услуги и, соответственно, цену. Дистанционное зондирование помогает в поиске полезных ископаемых, контроле за строительством сооружений, дорог, за вырубкой лесов, сельхозугодьями и так далее. Конечно, количество звездочек на погонах мы не посчитаем, однако можем узнать количество автомобилей, фур и нефтевозов на той или иной трассе, что в свою очередь дает огромное преимущество в военном деле. Благодаря нормальной работе метеослужб может снизиться цена на авиаперевозки, ведь пилоты будут знать, куда и как лететь. Если мы откажемся от космических технологий, то по развитию откатимся к началу ХХ века. Кроме того, на МКС проводится много экспериментов, в том числе и научно-прикладных, например, в области фармацевтики.

На Урале нет ни космодромов, ни МКС. Чем же занимаются уральские ученые?

— У нас работают над теоретическими вопросами, например, на кафедре УрФУ следят за движением искусственных спутников Земли, разрабатываются различные проекты по орбитам захоронения, занимаются космическим мусором, ведь нужно же куда-то девать отработавшие свое спутники. Коуровская обсерватория при УрФУ давно занимается наблюдением за искусственными спутниками Земли как для военных, так и для гражданских целей. Она и создавалась как станция слежения за ними. На космодромах решаются скорее инженерные задачи, кроме которых есть и другие научные направления, например, небесная механика. Она занимается изучением законов, управляющих движением небесных тел. Без нее нельзя понять, как запустить аппараты и что нам это принесет.

Как колонизировать Луну

Зачем изучать далекие объекты? Может, стоит заняться колонизацией Солнечной системы?

— Заниматься нужно и тем и другим. Сейчас открывается много экзопланет. Это газовые гиганты. Открыть объект типа Земли очень сложно, а как Юпитер легче, поэтому мы обнаруживаем их в большом количестве. С точки зрения изучения процессов, которые влияют на эволюцию Солнечной системы, это чрезвычайно важно. С прицелом на колонизацию могут быть интересны те же спутники Юпитера. Там колоссальное количество ресурсов, много воды. Изучение далеких объектов и колонизация взаимосвязаны. На Луне жизни нет, на Марсе ее сейчас нет. Хотя, возможно, была — и мы найдем ее следы. А вот на спутниках Юпитера и Сатурна вполне может обнаружиться. Несмотря на то что ученые раздвинули горизонты, пока это неизведанные миры, где еще очень много загадок.

То есть без базы знаний организовать колонию на другой планете нельзя?

— С технической точки зрения к колонизации все готово. Вполне возможно это сделать на Марсе или Луне. Сложнее в открытом космосе. Даже МКС летает, а не висит в воздухе. Тем не менее люди там живут по полгода, и ничего страшного с ними не случилось. Создать колонию дорого, суммы астрономические, но вполне реальные, осязаемые. Несколько государств могут скооперироваться и организовать первое поселение, но все упирается в экономическую целесообразность.

Российские технологии могут помочь в освоении космоса?

— Они могут пригодиться и для колонизации. Те же самые процессы, которые сейчас воспроизводятся в околоземном пространстве, нужно будет создать и на других планетах. Тот же поиск воды, полезных ископаемых.

Мы лидеры в области запуска. Многие используют наши технологии. Проходят запуски с иностранными спутниками, и коммерческими в том числе, которые осуществляет «Роскосмос». Пусть наше агентство эффективно расходует свои средства, но на общегосударственном уровне пока нет достаточного количества ассигнований на фундаментальную науку. И это нормально. Долгоиграющие перспективы принесут прибыль через 20—30 лет, поэтому пока никто не хочет вкладываться. С другой стороны, если этого не делать, мы будем топтаться на месте.

Автор статьи: Полина БЕРСЕНЕВА, фото: zn.ua