Еще много неизвестного

Калифорнийские ученые открыли новое космическое тело — планету Х. Работающий в США астрофизик Константин Батыгин совместно с коллегой Майклом Брауном рассчитали, что за Нептуном находится небесное тело — девятая планета X. Что об этой новости думают уральские ученые?

— Новая планета еще не открыта, есть только гипотеза, которая требует проверки наблюдениями, — замечает заведующий кафедрой астрономии и геодезии физического факультета УрФУ Эдуард Кузнецов.

Напомним, что Нептун был открыт в 1846 году Урбаном Леверье. Ученый провел математические расчеты, которые подтвердились за одну ночь наблюдений. Сегодня вычисления ученых, требующие большей точности, производят суперкомпьютеры, хотя современный принцип расчетов схож с работой Леверье. Как поясняет эксперт, положение неизвестной планеты рассчитывается на основе того, как она влияет на движение объектов. Чтобы выяснить, как выглядит небесное тело, астрономы изучают космос в специальное время — ночь наблюдений.

— Это рабочая ночь астронома, в течение которой сохраняется ясное небо, — объясняет Эдуард Кузнецов. — Результаты ученые получают довольно быстро, однако в случае с планетой Х для астрономического подтверждения существования небесного тела, необходимо изучить огромную часть неба. Для этого нужно много времени и мощная техника.

К сожалению, у уральских ученых нет телескопов высокой мощности типа Гигантского Магелланова телескопа (GMT), который сегодня находится на стадии строительства. Какими же качествами должен обладать объект, чтобы считаться планетой?

— Небесное тело, называемое планетой, должно двигаться по орбите относительно Солнца, — говорит эксперт. — Во-вторых, оно должно быть достаточно массивным, чтобы силы самогравитации придали ему форму, близкую к сферической. В-третьих, планета должна очистить окрестности своей орбиты от объектов схожей массы.

По мнению эксперта, новая планета отличается от того же Плутона по своим характеристикам, а по физическим свойствам похожа на Нептун. Масса космического объекта больше массы Земли примерно в 10 раз. Это в огромной области внешнего пространства Солнечной системы единственный объект такой массы, который соответствует определению. Плутон же движется в поясе Койпера, и в окрестности его орбиты проходят орбиты других объектов, имеющих массы, близкие к массе Плутона. В 2006 году он потерял статус планеты и сегодня относится к карликовым планетам.

Пространство Солнечной системы огромно. Гравитационное поле Солнца распространяется, как минимум, на сотню астрономических единиц (расстояние от Земли до Солнца равно 150 млн км. — Прим. авт.), а современные телескопы позволяют рассмотреть космос на 80 а. е. Разумеется, за девятой планетой могут быть еще массивные небесные тела, но пока данных об их существовании нет.

На сегодняшний день устройство Солнечной системы выглядит довольно просто. В центре — Солнце, вокруг него вращаются маломассивные планеты земной группы, имеющие твердую поверхность (Земля, Марс, Меркурий и Венера). После них располагается астероидный пояс, за которым идут планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн) и ледяные гиганты (Уран и Нептун). Завершает структуру пояс Койпера, в котором и находится Плутон.

Любопытно, что после публикации информации о новой планете некоторые любители астрономии выдвинули теорию о том, что вновь открытое небесное тело может столкнуться с Землей.

— В соответствии с гипотезой о существовании планеты орбиты, по которым она может двигаться, находятся далеко от орбит известных планет Солнечной системы, — уверяет Эдуард Кузнецов. — Поэтому Земле сближение или столкновение с планетой Х не грозит.

В ТЕМУ

Несмотря на то, что множество космических открытий совершают астрономы из-за рубежа, российские ученые, в частности с Урала, тоже не сидят сложа руки.

— За последние пару лет уральскими специалистами открыто несколько десятков переменных звезд — так называются небесные тела, блеск которых меняется со временем в результате физических процессов, — заключает Эдуард Кузнецов. — Традиционные направления исследований посвящены изучению рассеянных звездных скоплений, переменных звезд, Солнца, малых тел Солнечной системы и других астрономических объектов и явлений.

[youtube]l5bv7xokBp0[/youtube]