Что угрожает человеку?

Грозный и тревожный вывод прозвучал из уст ученых: биосфера Земли вступает в полосу нового массового вымирания, вызванного деятельностью человека. Выводы ученых основаны на сравнении данных о частоте исчезновения различных видов фауны и флоры в прошлом и в настоящее время.

В статье, опубликованной в журнале Science Advances, говорится, что если наблюдаемая тенденция сохранится, то природе придется потратить еще миллионы лет на восстановление утерянного биоразнообразия. В таком случае, по мнению Герардо Себаллоса из Международного университета Мехико, исчезновение грозит и нашему собственному виду. Себаллос с коллегами под руководством известного американского эколога Пола Эрлиха из Стэнфордского университета (США) сделали такой вывод после подсчета частоты исчезновения различных видов позвоночных в периоды массового вымирания и в относительно благополучные временные промежутки между ними. Ученые подчеркнули, что для того, чтобы избежать обвинений в сгущении красок, ими были использованы самые консервативные методы оценивания — сравнение минимальной частоты вымирания видов на сегодняшний день с максимальной частотой их исчезновения в «мирные времена». В соответствии с их расчетами, в эпохи, предшествовавшие человеку, исчезало на каждые 10 тысяч видов млекопитающих всего два. Начиная с ХХ века этот показатель увеличился в 114 раз. По словам ученых, темпы сегодняшнего вымирания приближаются к скорости исчезновения представителей флоры и фауны времен исчезновения динозавров, птерозавров и морских рептилий. Причем ученые считают, что в их расчетах темпы вымирания недооценены и реальные масштабы намного выше, поскольку им не удалось «нащупать» нижнюю границу человеческого влияния на состояние экосистем. Отвечая на вопрос, есть ли выход из сложившейся ситуации, Эрлих сказал, что пока человечество еще способно остановить вымирание видов, но этот временной интервал стремительно сокращается. На данный момент, по его словам, под угрозой вымирания находятся 40% видов амфибий и около четверти видов млекопитающих. Чтобы избежать шестого масштабного вымирания животных, меры по сохранению исчезающих видов необходимо одновременно расширить и усилить. Нужно прекратить изменение климата и вернуть для популяций животных естественную среду их обитания.

…Биологическая история Земли (так называемый «фанерозой», время «явной жизни») началась примерно 542 миллиона лет назад. Из пяти эр в истории Земли (архей, протерозой, палеозой, мезозой и кайнозой) три последних полностью относятся к эпохе «явной жизни». За это время наша планета испытала, как минимум, семь крупнейших массовых вымираний живых существ, каждое из которых продолжалось на протяжении временного отрезка от нескольких сотен тысяч лет до миллиона. Вот они (названы по общепринятым названиям геологических эпох):

— ордовикско-силурийское вымирание (440 млн лет назад) — исчезло более 60% видов морских беспозвоночных;

— девонское вымирание (364 млн лет назад) — численность видов морских организмов сократилась на 50%;

— «великое» пермское вымирание (251,4 млн лет назад), самое массовое и страшное вымирание из всех (так называемая «Великая смерть»), приведшее к исчезновению более 95% видов всех живых существ, единственное в истории планеты вымирание насекомых;

— триасовое вымирание (199,6 млн лет назад) — в результате которого вымерла, по меньшей мере, половина известных сейчас видов, живших на Земле в то время (в частности, додинозавровая фауна пресмыкающихся;

— мел-палеогеновое вымирание (65,5 млн лет назад) — последнее массовое вымирание, уничтожившее шестую часть всех видов, в том числе динозавров;

— эоцен-олигоценовое вымирание (33,9 млн лет назад), приведшее к гибели мегафауны млекопитающих и птиц (мастодонты, гигантские ленивцы и броненосцы, саблезубые кошки, исполинские птицы Южной Америки, так называемые ужасные волки и медвежьи собаки, исполинские бегающие носороги, хищные копытные и т. д.);

— наконец, Великое голоценовое вымирание (10—12 тысяч лет назад), пришедшееся на окончание ледникового периода и отправившее в небытие мамонтов, шерстистых носорогов, гигантских оленей, пещерных медведей и львов, а также большинство гоминид (протолюдей и человекоподобных существ).

Причины таких чудовищных биосферных катастроф до сих пор неясны — хотя существует десятки гипотез для их объяснения. Более-менее ясно только с «Великой смертью» в конце пермского периода, завершившего палеозой (названного, кстати, в честь города Перми, где были найдены палеонтологические объекты того времени). Судя по всему, в это время имели место грандиозная вулканическая активность и колоссальные излияния лавовых масс (следы этого обнаружены в Сибири и Китае), что должно было сопровождаться титаническими выбросами ядовитых газов и углекислоты в атмосферу и привести к эффекту типа «ядерной зимы». По поводу вымирания динозавров, как известно, популярна версия о падении метеорита или кометы. Но все эти представления предельно туманны — хотя бы потому, что палеонтология дает нам крайне неточные и приблизительные данные о характеристиках тогдашней биосферы. Достаточно сказать, что мы сегодня имеем какие-то данные только о 2% вымерших видов… Кроме того, надо иметь в виду, что все в природе (и в человеческом обществе!) подвержено действиям законов теории систем (синергетики). А главный закон теории систем гласит: в любой системе все элементы взаимосвязаны, и один вводимый в систему новый элемент меняет всю систему (так называемый принцип эмерджентности). В переводе на понятный язык — любое, даже самое незначительное изменение в сложной структуре соподчиненных элементов может дать на выходе совершенно грандиозные и катастрофические последствия. Как говорят ученые, малая флуктуация (стороннее воздействие) вызывает бесконечно большую бифуркацию (альтернативу). Какие конкретно «флуктуации» имели место в периоды минувших массовых вымираний, какие они вызывали «бифуркации» и почему последние оказались столь ужасающими — мы можем только догадываться и (до известной степени) моделировать…

Главное же в сегодняшнем алармистском сообщении — чисто антропогенный (человеком созданный) характер происходящего. Человечество настолько привыкло бесшабашно вторгаться в природу, что совершенно не привыкло задумываться о каких-то там «бифуркациях» и «флуктуациях». Между тем бездумное антибиосферное «хулиганство» может в самое ближайшее время дать бедственные трансформации — например, прекращение опыления цветковых растений пчелами и шмелями. Это что-то в духе фантастического фильма «Эволюция», где некая фирма изобрела машину времени и организует туристам-экстремалам путешествия в давно ушедшие эпохи. Экологи предупреждают: там ничего нельзя брать и ни на кого нельзя охотиться! Но всегда находится «партизан»: один турист ради коллекции убивает бабочку — и в нашем времени гибнет весь привычный мир, потому что из-за гибели этой бабочки вся эволюция биосферы пошла иным путем.

Автор статьи: Дмитрий СУВОРОВ, фото: kapshagai.kz